четверг, 7 февраля 2013 г.

роль в экономике субъектов рыночных отношений

В определении понятия «конкуренция» выделяются три основные подхода.

Научных работ, посвященных экономическим проблемам конкуренции, опубликовано достаточно много как в отечественной [69, 95, 98, 104], так и в зарубежной печати [118, 123, 127]. Причем практически в каждой из них даются те или иные определения. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета данного научного исследования.

Стоит отметить, что осведомленность о конкурирующих возможностях подразумевает, что субъект не примет решение, если оно предоставляет для рынка менее привлекательные возможности, чем предложенные его конкурентами. Это также подразумевает, что он знает о том, что должен предложить возможности более привлекательные, чем его конкуренты. Тем самым по ходу рыночного процесса участники постоянно испытывают своих конкурентов, с каждым шагом вперед предлагая возможности чуть более привлекательные, чем их. В этой борьбе за опережение своих конкурентов участники рынка, тем самым, вынуждаются самим конкурентным рыночным процессом приближаться к границам своей способности прибыльно присутствовать на рынке. Риск выхода за эти границы требует от предприятий особой аккуратности в процессе этого движения.

Таким образом, можно сделать вывод, что любой реальный рыночный процесс по своей природе является конкурентным. Систематическое изменение осведомленности лежит в основе конкурентного взаимодействия.

По мере пространственно-временного развертывания рыночного процесса, в ходе которого осведомленность меняется, каждый покупатель или продавец пересматривает свои предложения купить и продать в свете только что полученной им информации об альтернативных возможностях.

При отсутствии неосведомленности будет достигнута модель безупречно согласованных решений [54]. Каждый участник рынка будет иметь правильный прогноз всех касающихся его решений других участников; он будет разрабатывать свои планы в условиях полной осведомленности о том, что он не может сделать на рынке, и в то же время с полным осознанием того, что он может достичь. Ясно, что в этом случае рыночный процесс должен сразу же прекратиться. Пока не произойдет изменения вкусов, технологических возможностей или наличия ресурсов, никто не может быть заинтересован в изменении своих планов на последующие периоды. Рынок находится в равновесии, модель рыночной деятельности будет оставаться неизменной период за периодом. Однако, такая идеальная картина является желаемой и на практике не возможна.

Определение 2. Рыночный процесс состоит из систематических изменений планов, порождаемых потоком рыночной информации, исходящей от участников рынка.

В таком случае, процесс приводится в движение в результате первоначальной рыночной неосведомленности его участников.

Хотя и все решения принимаются индивидуально, они зависят от решений, принятых другими сторонами рыночного процесса, и не могут быть реализованы сразу, так как многие из них могут быть ошибочными. С другой стороны, многие решения, будучи успешно доведенными до конца, могут оказаться не самыми лучшими из возможных стратегий поведения. Если бы принимающие решения субъекты были осведомлены о том, какой выбор был сделан другими в течение некоторого периода времени, то обнаружили бы возможности для более выгодного направления рыночных действий, чем принятые ими в действительности. Неосведомленность, о решениях, которые готовы принять другие, может привести субъектов к составлению неудачных планов либо обречь на провал и не дает использовать все существующие рыночные возможности.

Определение 1. Рынок - совокупность регулируемых взаимодействующих решений потребителей, производителей и государства по распределению (перераспределению) каких-либо материальных или (и) нематериальных средств.

На основании этого факта можно сделать вывод, что успех взаимодействия потребителя и производителя лежит, в большей степени, в плоскости экономических, чем производственных процессов. Это подчеркивает важность задачи рассмотрения, формализации и моделирования взаимодействия экономических субъектов в условиях рыночной экономики.

О значении «знаний и умений» для развития бизнеса можно су­дить по оценкам американских экспертов, которые считают, что 77% коммерческих неудач приходится на маркетинговые факторы и только 23% определяются техническим несовершен­ством изделий [2, 49].

Для успешной работы в этих условиях огромное значение имеют знания и умения воздействия на рыночную ситуацию и приспособление к ней [1, 49].

Роль государства в рыночной экономике многогранна, но не всеобъемлюща. Существует целый набор косвенных ры­чагов воздействия государства на цены, спрос и предложение. Это и бюджетно-налоговая политика, и кредитная политика, и экспортно-импортное регулирование (политика разумного протекционизма), и государственные заказы, и организация государством собственного производства (по принципу казен­ных заводов), и, наконец, эффективная политика национали­зации и приватизации. Конечно же, в этих условиях вся тя­жесть принятия решения ложится непосредственно на поку­пателя и производителя. Они вольны выбирать любую форму экономического поведения в рамках действующего хозяй­ственного права.

Рис.1.1 Экономические субъекты рыночной экономики

Современная экономика характеризуется непрерывным взаимодействием трех основных экономических субъектов: по­требителя, производителя и государства (рис.1.1). Каждый из названных участников хозяйственных процессов имеет определенные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. Так, потребители стремятся достичь наивысшей удовлетворен­ности своих нужд и запросов с минимальными затратами, производители - извлечь максимальную прибыль из своей хозяй­ственной деятельности, а роль государства заключается преж­де всего в обеспечении благополучия общества в целом. Вы­полнение же субъектами экономики несвойственных им функ­ций приводит к кризисным процессам в хозяйстве, социальным и политическим потрясениям в обществе.

1.1 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ

монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Научная электронная библиотека

1.1 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВА РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ - Моделирование конкуренции в условиях рынка - Научная электронная библиотека - Российская Академия Естествознания

Комментариев нет:

Отправить комментарий