пятница, 8 февраля 2013 г.

чайка спектакль режиссер латенас

Y 2008-2012 belactors.info. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

«Вечерний Брест» от 2 июня 2006 г.

- С. Шальтянис «Ясом», «Брысь, костлявая, брысь!» - Марчинкявичюс «Мажвидас».

- Т. Уильямс «Стеклянный зверинец»

- У. Шекспир «Ричард III», «Король Лир»

- А. Чехов «Чайка», «Иванов»

Спектакли, поставленные Альгирдасом Латенасом в разные годы:

Да-а, тонкая работа. Кто-то из великих сказал: «Чуть-чуть - это все в искусстве». Оно живет там, где есть полутона и нюансы. Чем тоньше оттенки, тем выше результат, тем больше молчания. Что из этих невысказанных ожиданий проклюнется в постановке по затертой, кичливой, прямолинейной, болтливой, нравоучительной и банальной пьесе Мольера? Латенас не выкинул из текста классика ни слова. Премьера назначена примерно на 9 июня. В главных ролях заняты: ДонЖуан - Сергей Петкевич, его слуга Сганарель - Михаил Метлицкий, донья Эльвира - Ирина Пашечко, дон Луис, отец ДонЖуана - заслуженный артист РБ Сергей Евдошенко, дон Карлос, мстительный брат Эльвиры - Евгений Тарасов.

«А что - это нормальный подход, - заземляет Альгирдас мое любопытство. - Правда, не знаю, чем обязан такому определению. По-моему, мы нормально разбирали материал, достаточно говорили, искали пути к намеченному результату. Предпочитаю его не форсировать, а выращивать постепенно, чтобы у артистов не было зажатости. Ведь от излишнего старания исполнителя иногда так заносит, что он играет через силу, сам понимая, что делает не то, и чувствуя себя весьма плохо. Я тоже артист и знаю, как скверно, когда режиссер позволяет заблудиться в этих дебрях. Такие ситуации надо снимать и искать желаемое другими методами, оставляя нерешенные задачи на дозревание».

А что, помимо обогащения репертуара, дает сотрудничество с Латенасом брестской труппе? Уж это - кому как. Для большинства, конечно, это школа, потому что сам постановочный процесс отличен от привычного. Ничего в сем репетиционном ряду не разжевывается и не требуется категорично, но исподволь подразумеваются глубокомысленные мизансцены. Актеры несколько озадачены и иногда характеризуют творческий почерк литовского постановщика как шаманство.

Что работа в Бресте дала мастеру? Во-первых, он давно хотел поставить чеховского «Дядю Ваню» и говорит, что не знает, когда иначе смог бы осуществить эту потребность. Во-вторых, на выезде и особенно в таком небольшом местечке, как наше, подчеркивает мастер, можно максимально сконцентрироваться на работе. Суеты нет, бытовые проблемы не отвлекают. Посему за тот недолгий срок в шесть недель, которые отведены Латенасу на «ДонЖуана», он считает вполне возможным сделать полноценный спектакль. Конечно, нужно будет поднапрячься, прихватывая для репетиций раннее утро и поздний вечер.

Театральный фестиваль «Белая Вежа» оказал-таки Бресту немалую услугу. Он привлек в наш город профессионального покорителя зрительских сердец Альгирдаса Латенаса и даже подружил его с местными служителями Мельпомены. В итоге Брест по-прежнему является единственным местом в Беларуси, где элитарный режиссер ставит спектакли с местной труппой. Выезжать на постановки вне своего коллектива литовец начал сравнительно недавно. Так наш город оказался в одном ряду с Москвой, Калининградом, Питером, Краснодаром.

Коль мастер так «умирает» в работе, значит, что-то в нее вкладывает. Немногословным прибалтам это свойственно: насытить смыслом художественное полотно, заворожить зрителя творческими загадками, непостижимым образом погрузить в сокровенные глубины души и... ничего не назвать однозначно, «в лоб». Наверное, потому, что «слово сказанное есть ложь». Но ведь театр - искусство слова? Только примитивный. А другой театр - искусство образа, знака и намека. Но как редко он таковым бывает!

Ладно. Но поговорить-то о будущем спектакле можно? Ведь для постановки выбран такой захватывающий материал, столь современный во все эпохи главный персонаж. Но режиссер тему сворачивает: «Не хочу, как американские постановщики, много болтать и рассказывать о сценическом замысле, а потом смотришь - и ничего этого не находишь. О чем спектакль, как мы его сегодня трактуем в этой веренице многих трактовок, что хотим им сказать - должно вытекать не из моих слов, а из самой постановки. Каждый зритель волен понять ее по-своему, и я не хочу сковывать его фантазию...»

Театральный режиссер Альгирдас Латенас имеет полное право въезжать в Брест на белом коне. Три года назад вильнюсский мастер кулис поставил в нашем драмтеатре спектакль по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». И эта искусная работа не раз выгодно представляла брестский театр на конкурсах и фестивалях. Однако талантливый режиссер, руководитель Вильнюсского молодежного театра Латенас парадных поз явно сторонится. Скромненько так, тихо готовит в нашем городе новую художественную «бомбу» - ставит спектакль по пьесе Мольера «ДонЖуан». И - никаких авансов публике. Журналистка «Вечерки» было проникла на репетицию, чтобы понаблюдать творческую кухню маститого прибалта. Мастер среагировал категорично: недопустимо! Когда сценическое действо еще сырое и сам постановщик не знает, что из этого «сырья» пойдет в дело, всякий посторонний в зале для художника неуместен, как крошка в туфле.

     Тамара Глущенко

    О ДонЖуане - ни слова

         

Интервью, рецензии

Комментариев нет:

Отправить комментарий